Get Adobe Flash player

Сведения об образовательной организации

Особенности организации предметно-пространственной
развивающей образовательной среды в МДОАУ
Основой реализации основной образовательной Программы МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска» является развивающая предметно – пространственная среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно - эстетическое, познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие ребенка. Сюда относятся природные среда и объекты, физкультурно – игровые и спортивные сооружения в помещении и на участке, предметно – игровая среда, музыкально – театральная, предметно – развивающая среда для занятий.
Целью создания развивающей предметно-пространственной среды МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска» является обеспечение игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска» содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
- развивающая предметно-пространственная среда МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска» обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства  группы, а также территории, прилегающей к МДОАУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья.
- развивающая предметно-пространственная среда МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска»,  обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
- развивающая предметно-пространственная среда МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска» обеспечивает: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Насыщенность среды МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска», соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска». Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска» предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска» дает  возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска» предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в МДОАУ «Детский сад № 63 полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска» предполагает:
- наличие в МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска» различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска» предполагает:
- доступность для воспитанников МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска» всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска» предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
  Развивающая предметно – пространственная среда групп предусматривает созданные условия для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук. Игры, занятия, упражнения с сенсорным материалом способствуют развитию у детей зрительно – различительного восприятия размеров, форм, цвета, распознаванию звуков, математическому развитию и развитию речи.
В дошкольном учреждении созданы материальные и кадровые условия для осуществления образовательной работы с детьми.
В детском саду оборудованы кабинеты: медицинского обслуживания, методический. Оснащен музыкально-физкультурный, тренажёрный зал. В них созданы условия для занятий с детьми  с нетрадиционным оборудованием,  спортивными играми.   
На территории дошкольного учреждения имеются: прогулочные участки для всех возрастных групп, физкультурная площадка для спортивных игр на свежем воздухе, площадка для изучения правил дорожного движения.
Для организации воспитательно - образовательного процесса имеются необходимые пособия, технические средства, инвентарь. Расширяется арсенал развивающих игр и пособий для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми; пополняется фонд игрушек для сюжетно - ролевых, театрализованных, подвижных игр воспитанников в группе и на прогулке.
Методическая оснащенность детского сада позволяет педагогам проводить образовательный процесс на высоком уровне. Пополняется библиотека  методического кабинета по реализуемой Программе МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска».
Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Во всех возрастных группах оборудованы центры развития ребенка: игры, изобразительной деятельности, природы и экспериментирования, книг.
При построении предметно-развивающей среды групп ДОУ педагогами учитываются различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и обучения, методические разработки, нормы СанПиН и т.д.
На современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, необходимо кардинально пересмотреть подходы к моделированию комфортной предметно-развивающей среды,  как в группах, так и ДОУ в целом.
1.     В каждой возрастной группе созданы условия:
- для самостоятельной деятельности детей (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, самостоятельной,исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы и др.) которые реализуются в центрах, содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий.
В групповых комнатах оформлены различные центры, в которых материалы располагаются в разных функциональных пространствах и оснащаются разнообразными материалами в соответствии с возрастом детей. Все материалы доступны детям, при этом разграничены места хранения и использования материалов. Материалы периодически обновляются. Распределение по центрам сохраняется во всех возрастных группах, а наполнение конкретными материалами соответствует возрасту детей.
- Центр двигательной активности
- Центр социализации:
- - Центр игры
- - Центр безопасности
- - Центр краеведения
- Центр науки и природы
- Центр «Мы познаем мир»
- Речевой центр
- Центр книги и театра
- Центр творчества
- Центр психологической разгрузки.
 «Центр двигательной активности», в котором представлено оборудование для организации самостоятельных подвижных игр, соревнований, использование оборудования для развития дыхания, профилактики плоскостопия (дорожки «здоровья», тактильные дорожки, перчатки для самомассажа, атрибуты для подвижных игр, тренажеры (зрительные, дыхательные, пальчиковые). Картотеки подвижных игр, схемы оздоровительных процедур (точечного массажа, зрительной гимнастики).
Иллюстрации, картинки по гигиене. Сборники с потешками, стихами о культурно – гигиенических навыках. Настольно-печатные игры типа лото с картинками, изображающими предметы для содержания тела в чистоте. Аудио – сборники с музыкальными сказками, стихами на тему «Мои помощники». Плакат «Что мы делаем в разное время дня» (режимные моменты, культурно – гигиенические навыки). Плакат «Что мы делаем в разное время дня» (режимные моменты, культурно – гигиенические навыки). Мягкие модули. Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, султанчики, кегли, обручи и др. Предметное оснащение для самостоятельной двигательной деятельности. Для релаксации детей – многофункциональные мягкие модули. Для укрепления здоровья детей – корригирующие дорожки для профилактики плоскостопия. Кубики маленькие и средние. Короткие скакалки. Мячи всех размеров. Вожжи. Обручи. Вертушки. Модульные конструкции для подлезания, перелезания, пролезания. Атрибуты для подвижных игр (шапочки, маски). Ленты, флажки (основных цветов). Массажные коврики и ребристые дорожки. Кольцеброс. Гимнастические палки. Ленты разных цветов на кольцах. Кегли. Флажки разных цветов. Мишени на ковролиновой основе с набором мячиков на «липучке» (дартс). Книги, альбомы по валеологии, гигиене, основам безопасности жизнедеятельности. Альбомы о видах спорта (по сезону), знаменитых спортсменах. Книги, энциклопедии, альбомы о красоте физически развитого человека. Дидактические игры о спорте, основам безопасности жизнедеятельности. Плакаты, макеты, пособия валеологического содержания. Альбомы «Грибы», «Лечебные травы», «Ядовитые растения». Художественная и познавательная литература о сохранении здоровья. Картотека пословиц и поговорок.
«Центр социализации» включает в себя подцентры:
*«Центр игры», где представлено игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр. В младшей группе данный центр имеет «развернутый» характер и выступает в качестве стимула для игровой активности детей. В старшем возрасте игровое оборудование представлено в тематических контейнерах, с помощью которых дошкольники получают возможность для самостоятельного развертывания игры и организации игрового пространства. Игровой материал подбирается с учетом гендерного подхода. Книги с иллюстрациями, альбомы «Транспорт», «Профессии». Фотоальбомы с фотографиями помещений и сотрудников (медсестра, повара, няня, воспитатель), участков детского сада. Иллюстрации или сюжетные картинки по теме «Семья», «Строительство», «Детский сад», «Магазин». Настольно – печатные игры на развитие эмоций.Русские народные сказки по возрасту. Сборники стихов А. Барто, О. Высотской, Б. Заходера и т.д. Фотографии семьи. Наличие игрового оборудования, игрушек из различных материалов, подбор масок, атрибутов. Предметы-заместители к играм. Дидактические и настольно-печатные игры. Наличие картотеки сюжетно-ролевых игр. Наличие картотеки сюжетно-ролевых игр. Руководство взрослого игрой. Тематическая подборка иллюстраций, фотографий «Космос», макеты и атрибуты для игр «ГАИ», «Город», «Пожарные» и т.д. Книги разных авторов на соответствующую тематику. Справочная литература: энциклопедии, справочники. Энциклопедии о разных странах мира, карты. Литература по охране жизнедеятельности. Дидактические игры по ОБЖ. Альбомы «Профессии», «Театры», «Космос», «Школа», «Архитектура» и т.д. Коллекция репродукций различных художников пейзажистов, портретистов. Персональные коллекции детей и совместные коллекции детей на разные тематики. Предметы декоративно–прикладного искусства. Художественный материал, бросовый материал, ткань для изготовления атрибутов сюжетно–ролевых игр, макетов города, гор и т.д. Оборудование используется как атрибуты сюжетно–ролевых игр.
*«Центр безопасности» - дидактические игры на формирование безопасного поведения ребенка в быту, в природе, на дороге, игры на формирование ответственного отношения к собственному здоровью (валеологического содержания), макеты микрорайона, наборы дорожных знаков и т.п.
*«Центр краеведения» выделяется в старшем возрасте и наполняется дидактическим, наглядным материалом (макеты, красная книга природы, фото, альбомы, портреты, аудиозаписи и т.п.), позволяющем познакомить ребенка с микрорайоном, где он живет, с городом (его достопримечательностями, промышленностью, историей), с регионом (представления о природе, истории, известных людях Оренбуржья), страной.
Центр «Мы познаём мир» представлен дидактическими играми и пособиями, позволяющими реализовать задачи математического, интеллектуального (память, внимание, мышление) развития дошкольников в самостоятельной деятельности. Представлен конструктор разных видов (большой, крупный, модульный – для детей младшего возраста; Лего, металлический, деревянный – для детей старшего возраста); схемы для самостоятельных построек. А также дидактическими играми, формирующие четкие и устойчивые представления детей о социальном мире. Отбор материала в данный раздел определяется  содержанием  комплексно-тематического планирования.
Дидактические игры по познавательному развитию. Материалы и оборудование для детского экспериментирования с водой, песком, глиной. Природный материал: шишки, косточки, ракушки, семена клёна. Модели, схемы. Дидактические игры по речевому развитию (по звукопроизношению, лексике и др.). Иллюстрации к скороговоркам, поговоркам, пословицам, загадкам, стихотворениям. Картинки-путаницы, картинки-загадки. Пиктограммы. Наборы разрезных картинок на 4-8 частей. Художественная и познавательна литература. Дидактические игры по познавательному развитию. Картинки-путаницы, картинки-загадки, картинки-перевертыши. Копилка («Подарки осени, весны, зимы, лета»). Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания. Природный материал. Календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными. Литература природоведческого содержания (по изучаемой и изученной теме). Книги и иллюстрации о сезонных изменений природы, иллюстрации с животными (дикие и домашние, их детеныши). Сказки, потешки, стихи о животных, природе (Маршак, Барто и т.д.). Подборка литературы по сезонам, праздникам, о труде взрослых и детей. Фотоальбомы с фотографиями природы в разное время года, с семейными фотографиями детей группы в разное время года. Кассеты с записью «голосов природы» (шум ветра, шум моря, шум дождя, пение птиц, голоса животных и т.д.).
Цифры на кубиках. Книги по математике о числах первого десятка. Числовой фриз. Счёты. Настольно-печатные игры математического содержания.
Коллективная аппликация «Город цветных человечков (жёлтый, синий, красный, белый, чёрный)»; «Домашние и дикие животные», «Транспорт», «Овощи и фрукты» и др.). Дидактические игрушки (пирамидки, цилиндры, формы - вкладыши, матрёшки). Звучащие игрушки-заместители (маленькие пластиковые коробочки из-под фотопленки, киндер-сюрпризов и т.д. с различными наполнителями – горохом, фасолью, пшеном и пр.). Книжки – раскладушки «Узнай по голосу» или крупные предметные картинки с изображениями животных и птиц. Книжки-раскладушки «Что это?» или крупные предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов. Лото «Цвета» с простыми картинками и изображениями геометрических фигур, окрашенных в четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий), лото «Цветной фон». Рамки–вкладыши для раскладывания предметов по размеру. Игра «Раскрась картинку» (закрашивание изображения определенным цветом). Комплект геометрических фигур разных размеров, окрашенных в основные цвета. Предметы и изображения предметов различной геометрической формы, геометрические вкладыши. Объемные геометрические формы (кубы, шары разного размера и основных цветов). Трафареты-обводки (геометрические фигуры). Разнообразный счетный материал (предметные картинки, мелкие игрушки и предметы, природный материал), счетные палочки. Счетный материал (игрушки, мелкие предметы, природный материал, предметные картинки). Комплекты цифр и наборы геометрических фигур для магнитной доски и коврографа. Логико-математические игры типа «Сложи узор», «Геометрический паровозик», «Геометрическая мозаика» «Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Соты», «Крестики», «Найди пару», «Составь картинку», «Найди и назови», «Шнур-затейник», «Кораблик Плюх-плюх» и др. Предметные картинки с изображением разного количества предметов, игрушек, животных, разного размера, цвета и т.д. Стихи, рассказы, сказки, в которых присутствуют числа. Иллюстрации и картинки по времена года, частям суток. Книги, иллюстрации с изображением деятельности детей и взрослых в разное время суток и время года. Разрезные картинки. Картинки-задания типа «Найди отличие», «Чем похожи». Бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки. Всевозможные конструкторы: деревянный, металлический.Пластмассовые и металлические конструкторы. Строительный материал крупный и мелкий. Мягкие модули. Всевозможные конструкторы: деревянный, пластмассовый, металлический. Образцы. Мелкие игрушки. Наборы строителя разного цвета и размера (большой, маленький). Деревянный строитель с объемными геометрическими телами (цилиндры, призмы и т.д.). Строительный конструктор с блоками крупного, среднего и мелкого размера. Нетрадиционный строительный материал. Небольшие игрушки для обыгрывания построек. Транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных материалов. Схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.
«Речевой центр» насыщается дидактическими играми, позволяющими решать задачи речевого развития, всех компонентов речи. Данные задачи возможно решать на дидактическом материале «Познавательного центра».
Пособия для развития мелкой моторики рук. Пособия на поддувание. Дидактические игры по речевому развитию (по звукопроизношению, лексике, грамматическому строю; развитию связной речи). Подбор дидактических игр, иллюстраций о животном и растительном мире, о человеке, о предметном мире. Иллюстрации к скороговоркам, поговоркам, пословицам, загадкам, стихотворениям. Подбор книг, игр, иллюстраций о видовых и родовых понятиях, об общественных праздниках. Наличие разнообразных пособий на выработку правильной воздушной струи. Различные виды театров: настольный, фланелеграф, театр варежек, пальчиковый театр и др. Игры типа «Чудесный мешочек», тактильные дощечки, пособия для развития слухового внимания (наполнены разными крупами, орехами и т.д.). Картотека пальчиковых игр. Театр на прищепках. Игры для развития мелкой и крупной моторики. Игры для развития дыхания, артикуляционного аппарата. Массажные мячики, щетки. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений (плоскостные фигурки животных с различными поверхностями – меховой, бархатной и т.д., «Тактильные кубики», «тактильные коврики» и т.д.). «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками или пластиковыми фигурками животных. Дидактические игры «Сложи картинку» (из 4 кубиков), пазлы (на 10 – 15 элементов), шнуровки и вкладыши с изображением различных животных и их детенышей, предметов и игрушек разного цвета и размера.
«Центр книги и театра». В детской библиотеке представлены книги для чтения (сказки, рассказы), познавательные книги (энциклопедии), тематические выставки (по автору произведения, художнику иллюстратору, по определенной тематике, например, здоровье), аудиозаписи сказок.  Подбор художественной литературы по жанрам. Книжный уголок: книжки-малышки, сказки, песенки, потешки, загадки, считалки; рассказы в картинках, книги писателей и поэтов. Портреты писателей. Подбор художественной литературы по жанрам, тематике соответствующей перспективному (тематическому) плану. Дидактические игры. Иллюстрации. Произведения художественной литературы по программе. Познавательная литература. Любимые книжки детей. Книжки-игрушки. Книжки-картинки. Отдельные картинки с изображением предметов и несложных сюжетов. Энциклопедии типа «Что такое? Кто такой?». 2 постоянно сменяемых детских журнала. Книжки малышки с произведениями малых фольклорных форм. Книжки-раскраски по изучаемым темам. Книжки – самоделки. Аудиокассеты с записью литературных произведений по программе и любимых детьми произведений. Открытки, иллюстрации с изображениями сюжетов из любимых сказок художников.
Для организации театрализованной деятельности представлены разные виды театров: пальчиковый, настольный, би-ба-бо, перчаточный, кукольный, теневой. Виды театра  меняются, меняются тематики сказки. В театре одновременно могут быть представлены 2-3 хорошо знакомых сказки. Содержание «театра» определяется комплексно-тематическим планированием, содержанием тематической выставки в центре «книги». В центре «театра» представлены материалы для организации ряженья детей, организации самостоятельных импровизированных детских концертов.
«Центр творчества» включает в себя дидактические игры для развития художественного вкуса (знакомство с перспективой картины, составление узора, получение нового цвета из двух), знакомство с народными росписями (предметы быта, украшения, выполненные в определенной росписи); знакомство с понятиями живопись, скульптура (картины художников, скульптуры); материалы для самостоятельной творческой деятельности, конструирования и ручного труда (пластелин, краски, кисточки, бумага, ножницы и т. п.).
Наличие демонстрационного материала по ознакомлению детей с разными видами и жанрами искусства, народно-декоративного и прикладного творчества. Наличие образцов рисования, лепки, вырезания. Детские рисунки. Мольберт. Тематические выставки всей группы, коллективные панно. Наличие картин для оформление интерьера группы. Наличие образцов (игрушки, бытовые предметы, предметы народных промыслов). Использование детских работ (рисунков, аппликации, конструирование из бумаги, природного и бросового материала) в оформлении интерьера группы. Материалы и инструменты для изобразительной деятельности и ручного труда: краски, кисточки, штампы, пластилин, стеки, палитра, бумага разных размеров, вата, поролон, текстильный материал, проволока, клей, ножницы. Познавательная и художественная литература. Обводки, трафареты с предметным изображением, геометрическими фигурами. Раскраски с разным количеством (размером) предметов, животных (один – много, длинный – короткий и т.д.). Материал для нетрадиционного рисования разной формы и размера (круглые печатки, квадратные штампы и т.д.). Основы для свободного рисования разной формы: круги, квадраты, треугольники. Восковые и акварельные мелки, цветной мел. Фломастеры. Гуашевые краски и кисти. Цветные карандаши. Пластилин. Палочки, стеки, клише, поролон, печатки, трафареты и обводки по лексическим темам. Рулон обоев для коллективного рисования. Раскраски. Образцы декоративно-прикладного искусства (по возрасту и по программе), иллюстрации и альбомы по данной теме для рассматривания.
         В «Центре творчества» определяется место для творчества в музыке через обеспечение музыкальными, шумовыми инструментами, карточки-схемы ритмов.Музыкальные инструменты. Шумелки. Портреты композиторов. Иллюстрации к песням, произведениям композиторов, музыкальных инструментов. Музыкально-дидактические игры. Художественная литература. Барабаны. Ложки. Бубен. Колокольчики. Металлофон. Пианино детское. Игрушки-самоделки (неозвученные): гармошка, балалайка. Музыкальный волчок. Музыкальный молоточек. Органчики. Магнитофон. Аудио кассеты, CD-диски (песенки, музыкальные сказки, программный материал, «голоса природы»). Лесенка из 3-х ступенек. Звуковая книжка (звуковые картинки). Дидактические игры и упражнения типа: «Музыкальное окошко», «Чудесный мешочек», «Солнышко и дождик», «Музыкальный телефон», «Угадай-ка».
С целью обеспечения эмоционального комфорта каждого ребенка в групповом помещении оформлен «Центр психологической разгрузки»:  уголки эмоций  «Я-пришел», уголки с мягкой мебелью или мягкими модулями, и возможностью посмотреть книгу, детский журнал, альбом с семейными иллюстрациями, уголки с возможностью уединения, т. е. ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации, выплеска негативных настроений,  «песка и воды» (крупы, природный материал).
2.     Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений:
- Рационально – логично и удобно для детей (библиотечка, настольно-печатные игры, уместно сочетаются с уютной зоной отдыха, где есть небольшой столик, пара детских кресел, диванчик).
- Отвечает возрастным особенностям и потребностям детей: для детей 3–го года жизни есть освобождённое достаточно большое пространство для двигательной деятельности, где они удовлетворяют потребность в активном движении – катании, лазании, играх с ручными двигателями; в группе детей 4 - го года жизни – широко развёрнутый центр сюжетно-ролевых игр, у детей среднего дошкольного возраста ярко проявляются потребности в игре со сверстниками, особенность уединяться, создавать свой мир игры, в укромных уголках.
- Расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде отвечает требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться в пространстве.
- Отвечает санитарно – гигиеническим нормативным требованиям
 (мебель и прочее оборудование соразмерно росту ребёнка, соблюдается световой режим в центрах изодеятельности, литературном и т.д.)
- Оформление предметно – развивающей среды отвечает требованиям эстетики, привлекает внимание детей, побуждает к активному действию в ней.
3.  Начиная с 3-х лет у ребёнка в группе есть «неприкосновенное место, где бы он мог хранить своё личное имущество: «драгоценное» украшение, зеркальце, открытки, «замысловатые механизмы, болтики, значки,  подарки от воспитателей, принесённые из дома игрушки, и пр.
4.Все центры: игровые зоны, поля наполнены развивающим содержанием, соответствующим:
- программным требованиям, задачам воспитания и обучения
- возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребёнка.
- интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и в других видах деятельности.
Характеристики предметно-пространственной среды
1) Комфортность и безопасность обстановки дости­гнута через сходство интерьера групповой комнаты с домаш­ней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка образовательного учреждения, со­здает чувство уверенности и безопасности.
В результате пре­бывания в естественной, уютной обстановке у ребенка скла­дываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.
Эффект домашней обстановки достигнут путем замены казенной мебели на более привычные столы, стулья, кресла, диваны, подушки, коврики; устране­ния границ между зоной учебной деятельности и зонами для других видов активности.
2) Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.Предметы обстановки групповых помещений подобраны та­ким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Для этого отведено место естественному природному и различному бросовому материалу.
3) Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельнос­ти и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными матери­алами.
Такой подход ставит ребенка в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается на приобретении опы­та социальной жизни и его интериоризации, становлении субъектной позиции дошкольника, развивает его самостоя­тельность и инициативность. Кроме того, ситуация занятос­ти и увлеченности интересной деятельностью каждого ребенка снижает потенциальную возможность возникновения организационных и дисциплинарных проблем.
4) Обеспечение возможности для исследования и научения.
Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать «обучающей». Ребенок очень много узнает еще до того, как приходит в дошкольное учреждение. К этому моменту он уже имеет значительный опыт и понимает окружающий мир на основе этого опыта.
Процесс образования в МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска» основывается на этом предыдущем опыте ребенка и учитывать собственную точку зрения ребенка на окружающий мир.
Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития, не менее индивидуальные, чем его внешность. Некоторые дети лучше учатся через наблюдение. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действование методом проб и ошибок.
Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной обучающей среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально испытывать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.
Детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о саморазвитии в деятельности экспериментирования.
Для развертывания этой деятельности необходимы материалы: мерные кружки, формочки, нестандартные мерки, учебные пособия и приборы (весы, часы, календари и т.п.), вода, глина, речной песок.
В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают со­вместные игры, поэтому оборудование необходимо разме­щать так, чтобы детям удобно было организовывать совмест­ную деятельность. В этом же возрасте начинает развиваться «режиссерская» игра — для нее необходим небольшой по площади настольный театр и соответствующая атрибутика.
Большое значение при создании действительно развиваю­щей среды имеет свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве — для двигательной деятельности, ролевых игр, для «неопрятных» игр (манипуляций с водой, песком, глиной), для спокойных игр и занятий в одиночестве.
         Основное правило — свободное пространство должно занимать не менее третии не более половины общего пространства групповой комнаты. (Не пу­тайте «свободное пространство» и «открытое пространство»!).
Кроме того, детям должно быть ясно видно, как пере­двигаться по групповой комнате, чтобы не помешать дея­тельности других детей. Для воспитателя важно, чтобы груп­повая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог ви­деть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство помогут создать невысокие ширмы или стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство, и оставляют его свободным для наблюдения.
Кроме того, в группах имеется физкультурный уголок: он не занимает много места и в то же время много­функционален.
Возможно иное построение среды — «кабинетное». В любом случае при решении своих целей и задач воспитатель может выбрать собственный вариант построения среды — он вместе с детьми определяет, что, где и как располагать.
Игры и пособия, которые вносятся в группу, многофункциональны, комбинаторны, вариативны.
5. Зонирование групповых помещений
Жизненное пространство в группе даёт детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу.  Зона сюжетных игр отделена от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. При этом каждая зона хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.
Расположение зон способствует плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом соседствует с зоной сюжетных игр. В отдельном месте хранятся папки с детскими рисунками, альбомы с групповыми и семейными фотографиями. Воспитатели время от времени рассматривают их вместе с детьми.
6. Динамичность предметной среды
Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут меняться, объединяться, дополняться. Динамичность среды побуждает детей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны – позволяет взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач.
Элементы каждой зоны периодически меняются. В каждой зоне своевременно появляются новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Игрушек в каждой зоне не много, но они регулярно обновляются. Так, игрушки для сюжетных игр, с одной стороны, побуждают малышей к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов; с другой, – среди них появляются новые, для того, чтобы игра детей не превращалась в воспроизведение штампов.
         Наряду с игрушками для сюжетной игры, предоставляется детям неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также заменяются, чтобы стимулировать развитие воображения детей.
         Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения.
         Окружающая среда МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска» является развивающей, так как помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста – вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа жизни. При этом в основу берется как ее содержательная, так и эстетическая стороны.
         Таким образом, в детском саду окружающая среда МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска» рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровней активности. При подборе дидактического материала, игр, пособий, детской литературы учитываем особенности разно уровневого развития детей и помогаем осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Календарь

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Опрос

Оцените наш садик